“Обвинения не признаю, все клевета” – последние слова автора первого узбекского алфавита


Сохранить
21:16 / 11.10.2022 435 1

 

Когда мы перелистываем страницы истории, вспоминая наших соотечественников – просветителей, боровшихся за свободу и независимость страны, мы поражаемся самоотверженности в этом важном процессе учителей, обладателей этой почетной профессии. Одним из таких патриотов является Шакирджан Рахими.

 

Шакир Рахими родился в 1898 году в городе Ташкенте. После ранней смерти отца его мать Шарофат-айя воспитывает двоих сыновей, занимаясь шитьем. В 1903-1909 годах Шакирджан, жадный до знаний и обладавший зорким взглядом, учился в пятиклассной школе первой ступени Мунаввар-кари Абдурашидханова и средней школе нового типа «Намуна». После окончания вечерней русско-туземной школы по рекомендации Мунаввар-кари Абдурашидханова учился также и у самых передовых преподавателей ташкентских медресе. С 1909 года Шакир Рахими работал помощником учителей в джадидской школе. В 1912 году он опубликовал свое первое учебное пособие. В то же время он открыл школу «Рахимийя» и проработал в ней до 1919 года.

 

Будучи одним из передовых молодых людей своего времени, в 1914-1915 гг. Шакир Рахими был членом общества «Туран» под руководством Мухаммадхана Пашаходжаева, активистом театральной труппы «Туран», литературным сотрудником газеты «Садои Туркистан». В 1917 году, когда образовалось общество «Фукара», он стал его секретарем. Затем вместе с Мунаввар-кари Абдурашидхановым, Абдуллой Авлони и Миян-Бузруком Салиховым начали организовать настоящую политическую партию в Туркестане. Они приглашают азербайджанского «мусаватиста» Афендизаде в Туркестан для формирования содействия в формировании партии «Тюрк адам марказият». Шакирджан, уже известный своим пером в джадидской прессе, яростно защищает Туркестанскую автономию. Однако после кровавого подавления автономии большевиками он возвращается к просвещению.

 

12 мая 1918 года под руководством Мунаввар-кари Абдурашидханова был открыт Туркестанский народный университет. При университете, основанном на трехуровневой системе образования, начинает действовать также пятилетнее педучилище, руководителем которого назначается Шакирджан Рахими. Десятки школ по имени Улугбека, Туран, Ватан, Зебунисо, Навои, Хаят, Урфан, Учкун, Мухтарият, Машраб были переданы педучилищу и к процессу привлекаются педагоги с многолетним стажем работы в школах русской системы, такие как Сайдрасул Сайдазизов, Ильхам Адилов, Мухаммадрасул Расулев. В то же время в преподавании физических и естественных наук, внедрении физического воспитания и военного образования в национальных школах широко использовались услуги приехавших в страну турецких офицеров. Улугбекская школа, начавшая работу под руководством Шакирджана Рахими, имела таких известных учителей, как Тангрикул Хаджи Максуди, Усмонходжа Тохтаходжаев и др.

 

Опытный педагог в 1918-1923 годах был заведующим старо-городским отделом просвещения Ташкента, одновременно работал учителем в школе 1-й ступени и учебных заведениях. В 1919 году он стал активным членом кружка «Чигатай гурунги» Фитрата. Он окончил педагогический институт, открытый в Ташкенте в 1922 году, и получил диплом педагога-лингвиста. В 1923 году Ш.Рахими был назначен на должность начальника отдела народного просвещения Ташкентской области. В январе 1923 года стал председателем открытого по инициативе Мунаввар-кари Абдурашидханова общества «Нашри маариф» («Распространение просвещения»), его заместителем был назначен Мунаввар-кари, секретарем – Миркомил Алиев, а казначеем – Саиднасыр Мирджалилов. Чулпан, Холмухаммад Охунди, Абдулла Авлани, Салимхан Тиллаханов, являющиеся непосредственными членами общества, принимают активное участие в мероприятиях, организуемых «Нашри маариф». «Нашри маариф» в короткие сроки налаживает деятельность школ и учебных заведений во многих городах и селах Туркестана, окажет материальную и моральную поддержку учащимся и студентам. Открывает ряд библиотек, издает книги и учебники. Организовывается издание журнала «Хакикат».

 

С 1924 года Рахими возглавляет Бухарский дом просвещения и рабфак, созданные в Москве для узбекской молодежи. С 1927 года он стал директором рабфака  в Ташкенте, с 1928 года – руководителем института просвещения, затем – заведующим издательством "Узбекистан". Как педагог он является автором первого учебника алфавита на узбекском языке – «Совга», изданного в 1919 году.

 

Также по всей стране были распространены в 1922 году его учебники «Чтение для взрослых», «Алифбе дарслиги», , в 1924 году – «Пособие для взрослых», в 1925 году – «Уроки узбекского языка» в 4-х томах, написанный совместно с Шахид-Эсаном Мусаевым. В 1927 году были изданы такие учебные пособия, как «Азбука для взрослых», «Яшасун Туркистан», «Батраклар алифбоси», в 1930 году – «Савод» и в 1932 году – «Рабочая тетрадь по узбекскому языку». Кроме того, он написал книгу «История ислама», а в 1924 году создал первый национальный календарь. Как лингвист Шакирджон Рахими по предложению Атаджона Хашима изучает термины узбекского языка и явление сингармонизма в узбекском языке.

 

Среди публицистического наследия Шакирджана Рахими большое значение имеют его статьи об организации краеведческих уголков в школах и исследования по этому вопросу. Например, в статье «Осмотр исторических произведений в Узгане» указано, что 17-19 сентября 1925 года по заданию Комитета по охране древностей город Узган посетили 4 человека, и «… проверили старые и ценные работы в Узгане до старо-монгольской эпохи (до Чингиз-хан) и сделал необходимые снимки, избрали там постоянную комиссию".

 

В статье говорится об исследовании исторических памятников древнего города Озган, который когда-то был одним из крупных центров Ферганы, а затем опустился до уровня кишлака Ошского уезда. В частности, он собрал много материалов о Большом минарете, гробнице султана Элига и символической надгробии султана Санджара. Описывая, как минарет, построенный 700-800 лет назад, до сих пор привлекает людей своим очарованием и величием, он пишет, что в мае 1923 года человек по имени Гайиб Абдурасул оглы ремонтировал его в течение 6 месяцев. Автор говорит: «Я бы хотел, чтобы он оставил это как есть». При осмотре нижней части башни выявлено, что древние мастера установили для него несколько специальных кирпичных опор. В ходе ремонта в нижней его части из русского кирпича восстановили 8-угольную антресоль, а сверху поставили купол с 8 окнами. Он пишет, что ремонтные работы не были завершены и что из-за землетрясения тогда уже появились трещины. Он также упоминает, что комиссией в Узгане было найдено несколько исторических памятников.

 

И в статье «О собирании этнографической коллекции (материальной культуры)» говорит: «Изучение этнографии, являющейся частью страноведения, и сбор этнографического материала очень важно с точки зрения заполнения неполных и недостающих частей наших литературных словарей, используемых в школах для преподавания новых предметов, как история культуры, история, литература. Поэтому в данной статье мы остановимся только на этнографическом сборнике, поделившись при этом соответствующими советами по другим отраслям краеведческой науки.» В статье объясняется, что необходимо преподавателем или ответственным лицом внимательно все изучить, и собрать данные села или города, где находится школа – географическое положение, история, занятия жителей, строительство домов, амбаров, курятников, орудия труда, из чего они сделаны, кожевенное, гончарное дело, столярное дело, назначение рабочих инструментов, форма и фасоны, что дети и взрослые одевают, от свадебного платья до савана.

 

А в следующей статье под названием «Программа для сбора этнографических материалов» учащимся предлагается записать все обычаи, игрушки, игры, одежду, музыкальные инструменты, продукты питания и напитки населения от рождения до старости и смерти.

 

Публицист Шакирджан Рахими, взятый под контроль царской полицией в 1914 году из-за своих острых взглядов, и во времена советов находился под постоянным наблюдением специальных органов. Шакирджан Рахими был заключен в тюрьму 5 августа 1937 года. В то время он был учителем и методистом в школе для слепых. Согласно его анкете, его семья состояла из матери Шарофат-ая (72 года), жены Салихи (21 год) и дочери Лолы (1,5 года).

 

После длительных пыток Шакир Рахими подписал протокол допроса от 18 декабря 1937 года, содержащую клевету на него. В тот же день на вопрос следователя «Считаете ли вы себя виновным?» он ответил: «Вовсе нет. «Я не принимаю ни одного предъявленного обвинения».

 

Дело Шакира Рахими рассматривалось зловещей известной «тройкой» 5 октября 1938 года с 15:20 до 15:45. Написано, что Шакирджан Рахими сказал в качестве своих последних слов: «Я не признаю своей вины, это все клевета». На самом деле он был расстрелян в ночь на 4 октября...

 

Шакир Рахимий был оправдан военной коллегией Верховного Суда СССР 1 августа 1957 года, и эта радостная весть была доведена до его дочери Лолы Рахимовой, которая проживала в доме 19 проезда Кызыл Уй Октябрьского района города Ташкента.

 

Бахрам ИРЗАЕВ,

доктор философии по истории

газета “Янги Ўзбекистон”, №202 за 1 октября2022 г.

статья “Автор первого узбекского алфавита

1 Комментарий

Улугбек Сабиров

21:07 / 28.07.2023

Спасибо Вам за статью о Шакирджане Рахими ,но как потомок хотелось бы сделать одно уточнение .Школу Рахимия открыл не Шакирджан Рахимий а его старший брат Сабирджан Рахимий исполнив настояние своего отца Рахимджана и Шакирджан Рахимий действительно проработал там.

Оставить отзив

So'nggi статьи

Все

История

16:02 / 22.02.2024 1 1253
Согдийцы и их потомки





Много просмотренный

Все

История

16:02 / 22.02.2024 1 1253
Согдийцы и их потомки

История

01:06 / 29.06.2022 0 1151
Сады Темуридов

История

17:10 / 18.10.2022 1 717
Трагедия ученого-лингвиста

//