История
Всем известно, что морские волны переходят с одной стороны на другую.
Если этот день волна будет с одной стороны, следующий день начнется с другой стороны, и места, где с шумом и криком подпрыгивала на несколько футов от радости или по какой-то другой причине, станут тихими и спокойными. Точно так же в человеческом мире, среди детей Адама волны культуры движутся вперед и назад, догоняя и задевая друг друга. В одном веке вы увидите народ, плавающий в мире развития и культуры, но во втором веке он столкнется с миром упадка и достигнет наихудшей точки мира варварства. Причиной этого является уменьшение старания и энтузиазма, утрата единства, честности и справедливости, отдаление людей от знания и просвещения, усиление склонности и стимулов к распутной деятельности.
Если каждый народ не соприкасается с прогрессом со стороны бытия, он не может прогрессировать со стороны духовной, то есть со стороны просвещения, если у человека быт не обустроен, и он обделен с этой стороны, ему не удастся заниматься материальными и духовными делами. И, наверное, не будет достойным делом давать уроки просвещения, культуры, знаний и искусств такому голодному и голому народу, который не может обустроить нормально свою жизнь, потому что мысли бедных день и ночь – найти хлеб и накормить своих детей. Удивительно, что при том, что земля и растительная почва нашей страны благословлены, местные жители голодны и голы, живут в руинах, как совы.
Оставив в стороне деревенских жителей, если мы посмотрим на наших городских, станет совершенно ясно, куда волны культуры несут нас с нашими кораблями. Если будем считать, что четверо из ста наших людей богачи, двое – улемы, одна трое – ишаны, а пятеро – дехкане, то остальные 86 человек работают на самых низших должностях, таких как угольщик, кузнецы, сапожник, фонарщик и сторож, и еле сводят концы с концами. Среди них много людей, которые живут, не разу в месяц или даже в год, не видя мяса и жира, которые целый год проводят в одном предмете одежды, которые не понимают, что такое санитария и что такое культура. Объяснять им все равно, что с земли тянуться к звездам.
Эти время прогресса и век культуры, не знаю, куда нас приведут, если кто взглянет глазами назидания на мусульманские улицы нашего Старого города, тот увидит девяносто домов из ста в каждом районе сломанными, треснувшими, разрушенными и разваливающимися. Как будто стены и крыши этих домов говорят, что невежество, невоспитанность, трата тысячи денег на свадьбы и покупка ненужного тряпья привели их на такое разваленное и руинное состояние. По сути, какой прогресс, культуру и просветительство нужно ожидать от народа, который живет в трущобах, терпя нищету и унижение, кормит детей силой своих рук, даже не постесняется продать и растратить свою святую Родину во имя свадьбы, говоря: «Я живу здесь и сейчас» и не думая о будущем, не думающего о счастье своих детей?!.. Ведь яснее солнца, что от слов типа: «влезайте в культуру, стройте школу, учитесь, развивайтесь», сказанных народу, окруженному голодом, нищетой, лишениями и невзгодами, не будет никакой пользы. Надо постараться спасти наш народ, угнетенный среди самых страшных волн этой нищеты, от язвы расточительной свадьбы и найти лекарство от нее.
Для излечения от этого не нужен никакой врач, надо лишь оглянуться немного по сторонам, зажать устье кошелька, соблюдать экономию и избегать расточительности. Интересно, куда приведут нас эти волны расточительства?.. Как говорится, «щепка поверх боли», ересь к ереси день ото дня все больше прибавляется. Вместо зикра и четок наши священнослужители, улемы, фузало и эшаны распевают слова «да будут свадьбы над свадьбами». Наши богачи и имущие соревнуются по свадьбам, кичась своим достатком и размахом, в то время как наши неимущие бедняки и малообеспеченные продают свои дома, сады, лошадей и одежду, чтобы потратить их на свадьбы. С одной стороны, несутся волны культуры, с другой стороны, нарастают нищета и малообеспеченность, также усиливаются пережитки прошлого, первобытное мышление, ересь. Пять-шесть лет назад наши самые богатые люди не давали плова не больше трех дней и чапанов не больше двадцати-тридцати. Теперь же они прогрессировали в этом направлении и раздают плова по шесть-семь дней и чапанов по сотни. И тем, кому раньше дарили чапаны по полтора-два сума, теперь же дарят золотошвейные и бархатные по 20-25 сумов. Таким вот образом и развиваемся назад, не знаю, когда исчезнут эти наши расточительство и ереси?!...
Все растет снизу вверх,
Я же расту сверху вниз.
В пример моим дорогим читателям я покажу вам Аравийский полуостров на Азиатском континенте, который является рудником и истоком культуры. В шестом веке волны культуры двинулись вместе с религией ислама. И арабы, жившие на этом континенте, тоже проталкивали воды культуры в страны и континенты, которые они открывали. Через около столетие культурные волны двинулись из Азии на европейский континент. Европейцы жили в культурных волнах до нынешнего двадцатого века, и эти европейцы не боялись культурных волн, они не убегали от них, они действовали, готовили инструменты и машины. И они удержались за вели эти волны культуры. В 15 веке они вывели воды культуры на американский континент. Коренные дикие народы Америки «не знали цену воде, текущей под их дверями», не входили в культуру, не принимали ее. Они не отказались от обычаев предков, прикрывали свои интимные места листьями, надевали на голову павлиньи перья, жили нагишом, иногда на деревьях, иногда в клетках, иногда в подвалах, играя на барабанах и бубнах, культура гналась за ними, а они убегали от нее. Куда бы они ни пошли, культура тоже шла, они не могли убежать, в конце концов, культура победила и ввергла их в мир кризиса. Подобно сказанному, жившему в полу-ужасе Среднюю Азию и наш Туркестан пришли воды культуры вместе с русским правлением. Вот культура преследует нас уже полвека. Мы бежим из стороны в сторону, на нас нападают жизненные невзгоды, впереди нас идет невежество и бескультурье, губя наши души, за нами идет расточительность, нищета, и ереси преграждают нам путь. Лень, безделье, безработица хотят нас задушить.
Удивительно! Мы все еще не хотим вырваться из этой старой рамки и убежать. Нужно понять и немного подумать, можно ли выйти из этих рамок и спастись? Или нет? По нашему мнению, нет возможности убежать, есть только один способ спастись — принять культуру и войти в нее. Но даже при усвоении необходимо знать истину культуры и приблизиться к настоящей культуре. Как и некоторые наши молодые люди, которые «снаружи блестят, а внутри дрожат», надевают европейскую шапку и кричат "Культура, культура!", разговаривают немного по-мусульмански, с горем пополам по-русски, и быть таким образом посмешищем, это не культура, а какая-то отрасль в клоунаде. Если мы отдадим бразды правления природой нашему эго, куда оно поведет? Оно хочет играть с красивыми и высокими девушками, ходить в рестораны и пабы, играть в азартные игры и пить, проводить там время до утра, после небольшой горячительной говорить некультурные слова, даже драться, угнетать и дебоширить. Но в законе о культуре (в уставе), наверное, не должно быть таких извращений и бренных практик. Истинная культура делится на три части: собственно наука о культуре, культура в быту и нравственных делах, при этом важно остерегаться всяких дурных качеств. Если, когда дети нации усвоят эти правила в совершенстве, тогда мы не будем осмеяны, даже если будем восхваляться и хвастаться тем, что мы приняли культуру и стали культурными.
Если нашу молодежь воспитывать как образованных, религиозных и культурных людей, взрастить ученых мужей и женщин, писателей и писательниц, если наши школы и медресе будут регулярными и упорядоченными, если бы пришли новые специалисты, обладающие навыками в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, и дела велись бы в ногу со временем, если бы открылись порядочные детские дома, богадельни, библиотеки и читальные залы, если бы создавались нормальные компании, как было сказано выше, если бы стало больше современных ученых и творческих работников среди нашего народа, если будут прилагаться усилия для улучшения жизни нашего голодного и голого народа, если их обучать, дать им этику, нравы и воспитание, только тогда мы бы выбрались из старого мира и направились в сад настоящей культуры, избавились бы от всяких волн культуры и вышли на берег благоденствия. Мы не знаем, будет ли время благоприятствовать, чтобы мы вышли на желанный берег.
В противном случае у нас не будет другого выбора, кроме как постоянно повторять наподобие скороговорки четверостишье следующего содержания:
Мир обогатился знаниями, мы все еще невежественны,
Даже если сон невежества угрожает нам, мы все равно беспечны,
Не открывая глаза назидания, мы еще склонны ко сну,
Мы все еще не способны получать науку и мудрость.
Абдулла АВЛОНИ
“Избранные произведения”,
статья “Волны культуры”
История
История
История
Идеология
История
Духовность
История
История
История
Искусство
Духовность
История
//
Нет комментариев