История
Впервые название Сартуулы встречается «Сокровенном сказании монголов». "В год Зайца (1219 год) Чингисхан через Арайский перевал пошёл войной на Сартуулский народ".
В XII-XIII вв. жителей Хорезмского государства монголы называ-ли сартуулами.
Сартуул -это санскритское слово. В санскритском языке сарт означает торговец. Назва-ние Сартуул образовалось путем присоединения к санскрит-скому слову сарт аффикса -уул на монгольском языке. Историк эпохи Хулагуидов Джувейни в своей книге «Тарихи Джахангушай» писал: «завоевав народы Средней Азии в 1219-1225 гг., Чингисхан привел на монгольские земли часть мусульманского населения, в основном, торговцев и ремесленников в количестве 120000 человек из Ургенча, Бухары, Самарканда и Мерва».Таким образом среди мен-голов появилась этническая группа сартуул, часть представители руководили строительством столицы Монгольской империи Каракорум, и часть которых поселили на Алтайских го-рах, близлежащих землях к крепости Чингай, для занятий земледелием.
Со времени своего прихода в Монголию в начале XIII в. Сартуулы управлялись потомками Чингисхана, в середине XVI в., став поддан-ными сына Гэрэсэндзэ-хунтайд-жи Далдан Хондлон, поселились на западных склонах Хангайских гор. С покорением Монголии маньчжурами Сартуулы были организованы в отдельный хошун в составе Дзасаггухановского аймака, который назывался хошуном Сартуул Сэцэн дзасака, а официально-восточным хошуном Джунгарии западной дороги Халхи. Территория хошуна включала земли современных сомонов Цэцэн-Уул, Завханмандал, Ургамал, Тудэвтэй, Сантмаргац, Сонгино, Эрдэнэхайрхан Завханского аймака и восточную часть сомона Завхан Убсунурского аймака. На протяжении длительного исторического времени, проживая вместе с монголами, сартуулы растворились в их среде, омонголились, полностью утратили мусульманскую веру, язык и культуру, хотя жили компактно и большими группами. При этом сартуулы выделяются своими обычаями и наречием, которые сформировались под непосредственным влиянием монголов после их прихода на монгольские земли. Потому современное сартуулские наречие считается одним из ветвей западно-халхаского наречия. По имеющимся сведениям, сартуулы вместе с другими проживают в сомоне Ихтамир Архангайского аймака; сомонах Гурванбулаг, Баянбулаг, Хурээмарал, Заг, Жаргалант, Бембегер, Баацагаан, Баянцагаан, Баянлиг, Баянговь, Шинэжинст Баянхонгорского аймака; сомонах Тэшиг, Сэлэнгэ, Хутаг-Ондор;Хохморт, Цогт Булганского аймака; сомоне Халхгол Восточного аймака; сомонах Номрог, Тэлмэн, Яруу, Алдархаан, Цагаанхайрхан Завханского аймака; сомоне Булган Ховдского аймака.
Сартуулы есть также среди эвенков Монголии, среди них баахшил сартуул, гачинх сартуул, гуриг сартуул, кэцэнууд сартуул, махан сартуул, модоргон сартуул и шинжээк сартуул, что является свидетельством их смешения с эвенками-народом тунгусо-маньчжурской группы. Сартуулы смешались и с бурятами Хэнтэйского аймака, о чем говорит у них наличие родов сартуул, саар-дуул, хартуул, хартууд. Часть сартуулов, находившихся среди бурят и эвенков с различными названиями и прозвищами, ушла вместе с ними в Бурятию в XVI-XVII вв. и возвратилась в Монголию к началу ХХ в. Ушедшие из Монголии сартуулы поселились в Бурятии в Читинском округе и Забайкалье рядом с эвенками. Таким образом, сартуулы вошли в состав не только монголов, но и сибирских народов тюркского и тунгусо-
маньчжурского происхождения, приняв участие в их этнокультурном
развитии.
Сартуулы (жители Хорезмского государства) были умные, трудолюбивые и смелые люди. Они в Монгольской империи занимали большие государственные посты и были очень влиятельными людьми.
Например, Саид Аджаль Шамсуддин Умар — первый наместник
императоров монгольской династии Юань в провинции Юньнань (Юго-
Западный Китай), покоритель и основатель династии мусульманских
наместников в Юньнани с 1259 года, один из участников монгольского
завоевания Бирмы. Основатель системы вакуфных земель для содержания учебных учреждений на Юго-Западе Китая.
Высокий социальный статус потомков Сеида Аджаля способствовал утверждению ислама на юге Китая, его внук в 1365 году обратился с прошением на имя императора, чтобы ислам официально именовался по-китайски «чистая истинная вера», прошение было удовлетворено. К роду Саида Аджаля возводят своё происхождение многие китайские мусульмане, среди которых мореплаватель Чжен Хэ (имя при рождении Ма Хэ, часто считается, что и сама фамилия «Ма» есть не что иное, как китайское произношение имени «Мухаммед»). Чжэн Хэ (Ма Хэ) (1371-1435) легендарный адмирал империи Мин, путешественник, флотоводец и дипломат. Он организовал и возглавил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Мин в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Есть версии, что экспедиции, организованные им, даже достигали берегов Америки и Австралии.
В начале ХХ века, в период подъёма движения за освобождение Китая от иностранной зависимости, образ Чжэн Хэ обрёл новую популярность. В современной КНР Чжэн Хэ рассматривается как одна из выдающихся личностей в истории страны.
Вот какой выдающийся герой по происхождении из Хорезмскоrо государства!
Если в Монгольской империи в Средние века сартуулы играли большую роль в финансово - административном управлении, в современной Монголии тоже не менее вес имеют. В современной Монголии живут более 50 тысяч Сартуулов. В регионах численность выглядит так:
Своим умом, трудолюбием и талантом достигли больших государственных постов. Например, первый президент современной Монголии Пунсалмаагийн Очирбат и второй президент Монголии Н. Багабанди из рода сартуул. А также Первый Председатель Государственного Конституционного суда Монголии Галданrийн Соед был из рода Сартуул.
Все это показывает о том, сильные гены представителей Хорезмского государства из благословенной узбекской земли проявляются с лучшей стороны в любой эпохе и в любом государстве нашей планеты!
Чагатайхан Торачархан Абдуллаханович,
Монголия Жаҳон тарихи ва маданияти,
архитектураси институти директори.
Источники: Сокровенное сказание монголов;
Тарихи Джахангушай-Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни;
Сянь Ян ван дянь гун цзи (Правитель Сянь Ян, умиротворитель Юньнани). Лю Фасянь. 1684.;
Бокщанин А. А. Китай и страны южных морей в XIV-XVI вв. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1968;
Материалы из Википедии;
Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. - Улан-Удэ: Респ. типогр., 2001; w w
© 2021- УНДЭСНИИ СТАТИСТИКИИН ХОРОО, Монголия .
История
История
Идеология
История
История
Духовность
История
История
История
Искусство
Духовность
История
//
Нет комментариев