История
Отаулла Ходжаев родился в городе Бухара в 1880 году в семье крупного торговца каракулеводством Кори Поладходжи.
Сначала он учился в старой школе и медресе в Бухаре. 1909 “Атфоли тарбия” ("Воспитание детей") из “Ёш бухорочилар” ("Молодых бухарцев") отправляется обществом на учебу в Турцию, среди своего брата Усмана Ходжаева, Абдурауфа Фитрата и другой талантливой молодежи.
Вернувшись учиться в Стамбул, многие из них в 1913-1914 годах открывают джадидские школы в Бухарском эмирате и преподают в них.
Атаулла Ходжев был приговорен к 45 дням тюремного заключения в Бухаре в 1915 году по просьбе мутаассиби (фанатично верующих).
На апрельской выставке 1917 года делегация "Ёш бухорочилар" в составе Хаджи Мирбобо Мирмухсинова, Абдурахима Юсуфзаде под руководством Отауллы Ходжаева будет направлена в Кушбеги. Их бросают в подземелье, не будучи принятыми на Арку по просьбе мутаассиби. Джадиды, такие как Садриддин Айни, Мирзо Нарзулло, Мирзо Сахбо, схвачены и избиты сторонниками существующей системы. С помощью представителей Временного правительства джадиды будут освобождены из темницы.
Ата Ходжаева уезжает в эмиграцию в марте 1918 года после "инцидента с Колесовым" в Самарканде, вместе с братом Рафиком Абдуллабековым возглавляет "Ёш бухорочилар". Отправляйтесь в Ташкент и познакомьтесь с турецкими заключенными Али Сомбеком и Османбеком. Он сотрудничает с партией “Сул эсеров” (“Эсеры в левых сторонах”) и участвует в их собраниях.
После образования Бухарской народной Советской республики Ата Ходжаев по поручению правительства в сентябре 1920 года был назначен главой Революционного комитета Каршинской области. Она проводит масштабную работу с целью восстановления позиций правительства БХР в Оазисе и налаживания деятельности национальной экономики. Анвар Пошшо, посетивший Бухару летом 1921 года по просьбе туркестанских прогрессистов, пробудет в столице до недели. Он посещает почти все министерства и правительственные учреждения и беседует с руководящим составом. Файзулла объясняет ошибки Ходжаева и Абдукодира Мухиддинова и дает советы по стилю борьбы. Идея политизации движения за национальную независимость также родилась именно у Анвара Пошшо.
Летом 1921 года в Восточную Бухару будет направлена специальная комиссия в составе Садика Мухаммадиева, Наймжона Якубова во главе с Министром внутренних дел КНР Ата Ходжаевым. 12 августа 1921 года Ата Ходжаев проведет переговоры в Балджуване от имени правительства БХСР с государственным деятелем курбаши Давлатманбеком, Камалби и Каюмом Токсабоим. Между ними заключено соглашение о перемирии.
В контракте: "1. Восточная Бухара признает БХР и соглашается со всеми его суждениями. 2. Российская армия будет освобождена из восточной Бухары. Вместо мусульманская армия, наша армия, состоящая из басмачей, начинает действовать на пути к поддержанию мира. Пусть иностранцы вообще не вмешиваются в святую внутреннюю жизнь Бухары! 3. БХР независима, пусть русские ей не мешают! Традиционный уклад жизни народа полностью будут сохранен. Ислам и шариат (путь Ислама) священны! 4.Захваченное имущество и сокровища, конечно же, принадлежат народу. За его счет она тратится на восстановление национальной экономики, а это необходимо. 5. Со вступлением договора в силу мы должны стать армией Исламской Бухары. 6. Исламский шариат и традиционный брак сохраняются." остальные будут приведены. 7 трудовой договор подписан государственным служащим Камолиддинбием с Атуллоходжей Пололодходжаевым (имена составителей указаны в пункте 7).
Ата Ходжаев назначен председателем Революционного комитета района Хармандбек Балжуван, а Эшон Султан - председателем Революционного комитета района хирм. Назначение Курбаши на пост председателя регионального революционного комитета еще больше усилит влияние правительства БХР среди населения. Однако центр очень холодно относится к этому решению, поскольку эти действия были абсолютным противодействием их скрытым мотивам. В результате Ата Ходжаев не сможет завершить начатую им работу, он будет назначен Полномочным представителем КНР в Москве в январе 1922 года.
Отаулла Ходжаев тоже сразу же устраивается на работу по новому заданию. Она направлена на укрепление экономических и культурных связей между двумя странами за короткое время. Она направляет многих перспективных молодых людей из Бухары в высшие и средние специальные учебные заведения в городах Москве, Санкт-Петербурге. Кроме того, отправка на учебу в страны Германии и Турции обеспечивает целеустремленность в предоставлении им средств. В одном из официальных сообщений, отправленных за его подписью в представительство Германии в Москве: "БХСР мечтает отправить своих студентов в Германию за специализированными знаниями. На данный момент я получил письмо от народного управления образования Бухары. В этом письме количество студентов, отправленных в Германию, установлено на уровне 30, а молодежь студентов составляет от 10 до 15 лет", - сказал он.
В августе–ноябре 1922 года отец Ходжаев, исполнявший обязанности председателя Совета министров КНР, возглавлял бухарское правительство как во время своей поездки в Германию, так и во время пребывания в Москве. С 1923 года он занимал ответственные посты, такие как министр иностранных дел, секретарь МК Бухарского отделения. Большевики не решаются лишать джадидов власти, пользуясь тем, что Файзулла Ходжев уехал на лечение в Москву.
Представители бухарского правительства Абдурауф Фитрат, Муинджон Аминов, Саттор Ходжаев под руководством Отауллы Ходжева осуждают политику большевиков в Бухаре и выступают с истинными требованиями национальной независимости. В частности, военные трибуналы при правительстве начинают публично миловать борцов за независимость.
Бухарская народная Республика начинает формировать местную милицию и воинские части из помилованных. Советы также немедленно формируют отдельные большевистские секции военных трибуналов. Местные суды принимают решение о ликвидации власти, суровом наказании сдавшихся "басмачей", конфискации их оружия и выводе их из региона. Тогда первый заместитель председателя Совета министров Отаулла Ходжаев, первый заместитель председателя Исполнительного совета правительства Муинджон Аминов, заместитель председателя Совета национальной экономики Абдурауф Фитрат, член правления совета Саттор Ходжаев и другие заявляют, что они недовольны решениями большевиков. В противном случае Отаулла Ходжаев сообщает, что правительство БХСР уйдет в отставку в полном составе. Секретари Центрального комитета российской компартии Куйбышев и Рудзутак прибывают в Бухару. Отец Ходжаев, Муинджон Аминов, Абдурауф Фитрат, Саттор Ходжаев полностью ликвидируют отдельную секцию большевиков (особый отдел), объявляют всеобщее помилование добровольно сдавшимся "басмачеям", настоятельно требуют от них оставить конфискованное оружие в республике, судить "басмачей" в трибуналах при местном правительстве. По инициативе большевиков в Бухарской Республике созывается весь Бухарский съезд и выдвигаются обвинения против Отауллы Ходжаева, Муинджона Аминова, Абдурауфа Фитрата, Саттора Ходжаева, состоящие в клевете. В частности, отец Ходжаев за время своего пребывания в качестве автономного представителя в Восточной Бухаре овладел 500 головами овец, отремонтировал свой частный дом с использованием государственных материалов...", поскольку выдвигаются необоснованные обвинения. Фактически центр намеревался полностью подчинить Бухару политически, сделать ее экономику зависимой, тем самым открыв широкий путь для деятельности Центральноазиатского экономического совета. В июне 1923 года секретарь Среднеазиатского бюро РКП(б) МК y.E.At по просьбе Рудзутака, Отауллы Ходжаева, Муинджона Аминова, Абдурауфа Фитрата, Саттора Ходжевых высланы из Бухары. Прибыв в Бухару, Файзулла Ходжаев не сможет оказать никакой помощи своим коллегам.
Файзулла Ходжаев ставит перед своими коллегами, работавшими в Правительстве Бухарской Республики, ответственные задачи после начала работы в качестве главы правительства Узбекской ССР. Отаулла Ходжаев держится подальше от правительства и политической жизни. С 1925 года он занимал пост заместителя председателя Ассоциации инвалидов УЗССР, с 1930 по 1933 год занимал различные должности в Хорезмском уезде и Таджикской АССР. Затем директор "санатория Узбекистана" в Кисловодске, в 1935-1936 годах работал на ответственных должностях в системе "Узбекизации".
17 января 1937 года отец Ходжаев, который был главой бухарской городской гастрономии, был членом "Миллий иттихад"а с 1921 года, в тесном контакте с курбаши, был заключен в тюрьму в поддержку статьи 66 УК УЗССР по обвинению в том, что он отправил золото своему брату Осману Ходже в Турции через иностранные организации в Москве в 1925 году. Основная часть протоколов допросов на сотнях листов, подписанных отцом Ходжаевым по многотомному уголовному делу, состоит из противоположных мнений, которые, должно быть, находятся под давлением следователей. Однако, несмотря на это, в них также есть очень важные моменты, я постараюсь привести некоторые из их мест. Отец Полотовича Ходжаева был допрошен 13 февраля 1937 года: "...Я был членом партии "Иттихад и таравий" в 1920-21 годах. Мы боролись против русского колониализма. Мы стремились к истинной независимости КНР, мы хотели добиться Национальной армии. В ноябре 1920 года мы созвали Мунаввара кори Абдурашидханова из Ташкента. Спасибо Анвару Пашшо, который приехал в Бухару летом 1921 года, когда Рафик позвал на чай: "Я иду на охоту", он тайно покинул Бухару и не вернулся. Затем перейдите к принтерам и добавьте. Вслед за ним на сторону басмачей перешел и мой брат Осман Ходжаев, председатель Бухарской ЧК Мухиддин Махзум", - говорит он. 16 февраля 1937 года на допросе говорилось: "В конце 1921 года Файзулла Ходжаев в своем доме при участии Муинджона Аминджонова, Абдурашида Мукаммилова, Ахмаджона Абдусаидова, Кори Юлдуза Пулатова, Мусоджона и Мухтаржона Саиджонова изложил Файзулле Ходжаеву свою программу борьбы. В нем указывалось на достижение неприкосновенности личности для достижения истинной суверенной независимости Бухары; создание Национальной армии; независимые финансы и пути достижения государственной казны. В нем государство владеет всей землей и водой. Незанятые земли эмира и крупных землевладельцев, покинувших страну, конфискуются в пользу государства. Но частная земля остается за владельцами. Религиозное образование и верующие будут иметь полную свободу", так как народные мнения были выдвинуты народу. После этого формирование власти в местных регионах было возложено на каждого из участников. По его словам: город Бухара - Мусоджону Саиджонову, прилегающие районы Бухары - Муйнджону Аминову; Ахмаджону Абусаидову была поручена ответственность за районы, принадлежащие Карману, Гори Юлдузулу Пулатову, районы Карки, Абдурашид Мукаммилов, область Чорчжоу, территория против меня. Благодаря нашему влиянию мы стремились обеспечить власть реального бухарского правительства в регионах. Однако Советы ликвидировали все наши мероприятия. На самом деле "Национальный иттихад" вымер еще в 1922 году. Когда "группа 18-х" была сформирована в ответ на антисоветскую политику 1925 года, внезапно вспыхнуло заявление "Национальный иттихад". Даже когда в 1929 году многие представители интеллигенции были заключены в тюрьму под руководством Мунаввара кори Абдурашидханова, был поднят вопрос о "Национальном иттихаде". К 1936 году вновь активизировались выступления "Национального иттихада". На этот раз, похоже, сформировано правительство Узбекистана на основе таких групп, как "икромовцы", "ходжевиты". На самом деле, все это необоснованные и всего лишь обвинения, построенные на клевете...", - говорит он.
14-16 марта 1937 года на допросе: "...Когда Джулкунбой был осажден в 1926 году, Файзулла Ходжаев уже спас его... В январе 1937 года, когда Муинджон Аминджонов был заключен в тюрьму, "Меня сжимают, я не отдам им Файзуллу, даже если НКВД расстреляет меня 1000 раз. Файзулла говорит, что он отправил сообщение Ходжаеву: "Позволь мне не покидать свою семью".
Отец Ходжаев 17 марта 1937 года на допросе"...Файзулла Ходжев, приехавший в Бухару во время уборки хлопка в 1936 году, сказал, что "Революция разрушила Бухару. Я виню себя за это. Поэтому сейчас позаботьтесь о нации. Он смог бы снова отстроить Бухару". С 1934 года начались противоречивые слухи об Акмале Икромове. 1937 - когда Муинджон Аминджонов сказал Файзулле Худжеву: "Будь немного строже", он сказал: "О безумец. За этими интригами стоит сам Сталин, сейчас нужен мир, моя решимость навредит тем, кто меня окружает..." он говорит, что ответил.
Отец Ходжаева на допросах 27-28 апреля 1937 года: "...В 1922 году Олимджон Идриси приехал и убедил Файзуллу Ходжаева получить помощь от Германии КНР. На основе этого доверия многие дети были отправлены учиться. Он сам ездил в Германию и заключил определенные соглашения. Но все это позже было отвергнуто немцами. Каждый день ожидаемого результата не происходило. Файзулла Ходжаев по возвращении из Москвы: "Необходимо, чтобы нация не попала под влияние русских. Я отправил молодых людей учиться в Европу, чтобы моя нация была сильной. Тогда они не оставались бы рабами Москвы". Файзулла Ходжаев всегда мечтал видеть Узбекистан в целом независимым от Центральной Азии. На каждой встрече был бы разговор об этом. Он всегда говорил: "Моя грудь - щит для моей нации". "Вы - мои кадры, без зрелых кадров у нации нет будущего. Я буду защищать тебя", - сказал он. Авторитет советского правительства перед лицом уважения правительства БХР был ничем. Когда Файзулла Ходжаев сказал, что именно тогда весь народ потечет...", - вспоминает он.
11 августа 1937 года, во время допроса: "...Файзулла Ходжаев на основе серьезных исследований разработал план развития животноводства в Узбекистане. Древние районы Бухары - шелковые и каракулевые - снова начали развиваться. С 1935 года, когда возросла угроза мировой войны, мечта о независимости вновь подняла голову. К Ф.Ходжаеву с большим уважением относились не только узбекские, но и казахские, киргизские и туркменские лидеры. Файзулла Ходжаев и Фитрат направили делегации в Японию, чтобы поставить отрасль на ноги, привезли много научных журналов и книг...", - говорит он. В сентябре 1937 года (дата не указана) якобы состоялся суд на основании клеветы против 8 человек под руководством отца Ходжаева, заявившего, что во времена заведующего гастрономией был допущен дефицит в размере 62 567 сумов. "Виновники" были приговорены к расстрелу 14 октября 1937 года решением "Троицы" при НКВД УЗССР. 25 октября 1937 года Отаулла Ходжаев вместе с 17 ведущими деятелями ППС был расстрелян в Ташкенте.
Зная борьбу за свободу Родины, национальную независимость как свою высшую цель, Отаулла Ходжаев был оправдан 2 декабря 1965 года.
Бахрам ИРЗАЕВ,
доктор философии в области исторических наук
История
История
История
Идеология
История
История
Духовность
История
История
История
Искусство
Духовность
История
//
Нет комментариев