История
Джадидидское прогрессивное движение, получившее широкое распространение в Туркестанском крае в начале прошлого века, является одной из наименее изученных страниц нашей истории. Учитывая это, мы намерены подготовить и опубликовать цикл статей на тему «Судьбы младобухарцев». Основное внимание в ней сосредоточено на материалах, касающихся жизненного пути, деятельности, научно-творческого наследия и репрессий представителей движения «Младобухарцев», деятельность которых до сих пор мало изучена.
Мухиддин Хакимов
Мухиддин Хакимов родился в 1885 году в гузаре Абдувакил Старой Бухары. Отец Мухиддина был судьей Керкинского вилаята и одним из влиятельных людей в эмирате. 1908-1909 гг. – в студенческие годы Мухиддин Хакимов, примкнувший к джадидистскому движению, впоследствии стал одним из ведущих деятелей младобухарской партии. В то же время он был учителем в бухарских медресе. Он писал стихи под псевдонимом Равкат и призывал людей к просвещению. Весной 1917 года в Кагане Мухиддин Хакимов Равкат стал членом общества «Шураи ислам» по рекомендации Фитрата и Файзуллы Ходжаева. В 1917-1920 годах поэт Равкат был в числе «младобухарцев», покинувших Бухарский эмират под гонениями эмира.
В сентябре 1920 года эмирское правление было свергнуто, но мечта «младобухарцев» не сбылась. Все мечты превратились в мираж. Кровожадная Красная Армия, обстрелявшая старую Бухару сверху и снизу, затягивала передать власть «младобухарам» под руководством Файзуллы Ходжаева. Затем, вопреки своему обещанию, различными заговорами и уловками советы начали укреплять свои позиции. Файзулла Ходжаев сначала пригласил в Бухару своих товарищей, а затем многих единомышленников из Ташкента, таких как Мунаввар Кори Абдурашидханов и Чулпан. Однако не нашлось ни вооруженных сил, чтобы противостоять проклятым красным, ни достаточное количество экспертов для восстановления экономики. Ситуация со временем шла во вред «младобухарцев».
Мухиддин Хакимов Равкат сначала стал членом Верховного суда Бухарской Народной Республики. В 1921 году по рекомендации Файзуллы Ходжаева пять-шесть месяцев возглавлял БухЧК. Когда в 1922 году прибыл Анвар-паша, Равкат, председатель Центрального комитета Бухарской Народной Республики, вознамерился избавить страну от Красной Армии, настроив своих борцов за независимость против советов. Его брат Насыр Хакимов был назначен министром финансов Бухарской Народной Республики. Правительство «младобухарцев» пыталось максимально сохранить независимость БНР. Он пытался положить конец произволу Красной Армии, будь то под зеленым флагом сторонников независимости или под красным флагом.
Равкат вместе с Муинджаном Аминовым покупают 23 винтовки и отправляют их в Харгуш, к Джаббару-хозяину. Однако советы не остановились ни перед чем, чтобы укрепить свои позиции. В частности, подчиненный Центру спецотдел в Кагане арестовывает Умара Мухаммадиева. Якобы по его показаниям раскрывается «контрреволюционная группа» и на основании этого заговора устраиваются в Бухаре беспрецедентные расправы. В ходе этого многие высокопоставленные чиновники правительства БНР, такие как Усман Ходжаев и министр финансов бежали в Турцию через Афганистан и спасли свои жизни.
Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. Летом 1923 года многие бывшие представители «младобухарцев» были исключены из правительства БНР. Мухиддин Хакимов переводится на должность заведующего управления Бухарского вакуфа. Однако в результате национально-территориальной разграничительной политики Советов в 1924 г. был поставлен вопрос о ликвидации Бухарского государства. Среди многих известных людей Равкат тоже открыто выступал против этой политики. В частности, он не выносил того факта, что ЧК вбивал клин между узбекским и таджикским народами, издавна проживающими вместе в Бухаре. В результате он был арестован ГПУ и подвергался пыткам в течение 45 суток. После освобождения, в 1926-1927 годах работал научным сотрудником Бухарского краеведческого музея, затем консультантом Центральной библиотеки. Написал несколько книг. Однако после того, как преследования советов усиливались день ото дня, он написал заявление эмиру Афганистана Аманулла-хану с просьбой дать ему гражданство, заявив, что намерен заниматься там литературой. Он пытается встретиться с Амонулла-ханом, приехавшим в Самарканд из Москвы в 1928 году, но его не пускают.
1932 г. Мухиддин Хакимов (Равкат) вновь оказался в заключении вместе с отцом. Его старый отец умирает под пытками. После 35-40 дней непрерывных пыток Мухиддин сдал все свое золото государству и был освобожден. Однако из-за проблем со здоровьем он не работает ни на каком другом ответственном месте.
10 июля 1937 года Мухиддин Хакимов заключен в тюрьму по обвинению, что он сын судьи, троцкист, восхвалял Германию и Японию. У него остаются жена Саида-айя (42 года), сыновья Зухриддин (26 лет) и Висалиддин (16 лет). Мухиддин Хакимов не признается ни в одном из обвинений, выдвинутых против него на пыточных допросах в августе-сентябре. Но 26 октября 1937 г. его терпение лопнуло, он «признался», что является членом «Национального союза», и 5 ноября 1937 г. на основании показаний клеветников был приговорен печально известной «тройкой» к 10 годам исправительно-трудового лагеря.
14 января 1941 года Саида Хакимова направила заявление в Бухарское областное отделение НКВД, в котором написала, что ее единственный выживший сын призван в армию и что она осталась совершенно одна. Она просит освободить ее мужа – Мухиддина Хакимова Равката, арестованного в 1937 году и приговоренного по клевете к 10 годам концлагерей в Восточной Сибири, отсидевшего и в это время находившегося в колонии для инвалидов в Улан-Удэ Бурят-Монгольской АССР. Саида Хакимова утверждает, что член партии «младобухарцев», преподаватель, поэт Равкат не враг народа, а наоборот, всю жизнь посвятил служению народу, работал на ответственных должностях в правительстве БНСР в 1920-1934 гг. и вышел на почетную пенсию из государственного музея в возрасте 60 лет в 1934 г. После этого заявления 4 февраля 1941 года дело Равката было пересмотрено. Однако дело было оставлено без внимания на основании предыдущих показаний клеветников. Мухиддин Хакимов Равкат умер в 1942 году в результате каторжных работ и пыток в лагере...
Исмаил Садри
Исмаил Садри родился в 1895 году в Старой Бухаре, в доме Ходжи Булгара, в семье видного ученого и учителя. Исмаил сначала учился в джадидской школе. В 1910 году, после смерти отца, уехал в Турцию и продолжил обучение при поддержке общества «младобухарцев» «Тарбияй атфол». По прибытии в Бухару он был назначен имамом и учителем. В то же время он является одним из активистов движения «Молодая Бухара», также преподает в джадидидских школах. В 1917 году во время Колесовских событий вынужден был покинуть Бухару. В 1922 году Исмаил Садри, который был заместителем министра по вопросам образования в правительстве БНР, отправился в Стамбул со студентами, направлявшимися в Турцию. После кампании Советов по национальному размежеванию Бухарская Народная Республика распущена. Исмаил Садри и не думает покидать Бухару. Сначала он работает учителем в школах, но, несмотря на это, чекисты не дают покоя Исмаилу Садри. После этого он уехал в Душанбе и жил там до 1934 года. После возвращения на родину работал научным сотрудником Бухарского государственного музея.
9 июля 1937 года Исмаил Садри был заключен в тюрьму по таким обвинениям, как «сын священника, поддержавший Хамрокульбека и Очилова». У него остались жена Мукаддас Хакимова (28 лет) и сын Учкун (11 лет). На допросе Исмаил Садри дает показания по эпизодам, что, якобы, в декабре 1934 года, когда он сидел с Мухиддином Хакимовым Равкатом и Шишкиным, они говорили: «Киров убит, дай, чтобы увидели, что и Сталин будет убит», когда Зиёвуддин Амин – министр юстиции БНР пришел и сидели в медресе Девонбеги, говорили, что «Ежов награжден орденом за беспощадный расстрел людей». Как ни пытался доказать свою невиновность, 5 ноября 1937 года Исмаил Садри также был приговорен к 10 годам лагерей печально известной «тройкой». Исмаил Садри погиб 27 января 1940 года в лесах Восточной Сибири, в концлагере...
Нозим Каримов
Нозим Каримов родился в 1875 году в городе Старой Бухаре. Учился в бухарских медресе и всю жизнь был имамом. 21 июля 1937 года Нозим Каримов, находившийся в заключении по обвинению в контрреволюционной пропаганде по статье 66 УК УзССР, 27 июля 1937 года скончался под постоянными пытками. Его жене Пулат-ае (50 лет) и дочери Матлаб (26 лет) о его смерти даже не сообщили...
Хабибулла Ибодиллаев
Хабибулла Ибодиллаев родился в 1900 году в семье гузаре Мулла Вафо Старой Бухары. Окончив медресе в Бухаре, сначала работал имамом. Он работал судьей и учителем в Бухарской Народной Республике.
Когда БНР была распущена и деятельность религиозных учреждений была прекращена, Хабибулла Ибодуллаев начал работать в центральной библиотеке. В 1932-1933 годах был арестован по обвинению в торговле золотом и содержался в тюрьме 7 месяцев. Он освободится из плена, только сдав все свое золото. 9 июля 1937 г. снова попал в тюрьму как контрреволюционер. На тот момент его семья состояла из супруги Мукаррамахан (32 года) и сына Искандара (6 лет). 5 ноября 1937 года Хабибулла Ибодуллаев был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря печально известной «тройкой» после долгого мучительного следствия и допросов. 3 июня 1938 года он скончался после лагерных страданий...
Махмуд Мухаммадиев
Махмуд Мухаммадиев родился в 1895 году в Гузаре Мирмаксудходжа Старой Бухары в семье торговца. Махмуд Мухаммедов в 1908 году окончил русско-туземскую школу и работал делопроизводителем. В 1914–1916 годах работал мирзой Николаевского консульства в Кагане, а в 1916–1920 годах – мирзой Мухиддина Мансурова. В 1920 году, со свержением эмирского правления, некоторое время работал дипломатическим курьером Файзуллы Ходжаева.
1923-1937 Махмуд Мухаммедов работает в ряде торговых контор в сотрудничестве с младшим братом Файзуллы Ходжаева Ибадом Ходжаевым. Арестован в июле 1937 г., а 5 ноября 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ печально известной «тройкой». В 1943 году его отправили домой из лагеря по состоянию здоровья...
Хабиб Ахундов
Хабиб Ахундов родился в 1888 году в Нахичевани Азербайджана. Хабиб Ахундов, чья основная профессия было преподавание, в 1922-1925 годах заведовал столовой кинотеатра «Юлдуз», принадлежавшего Бухкино. В июле 1937 года Хабиб Ахундов, начальник 3-го детского дома в Бухаре, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде. 5 ноября 1937 года он был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря печально известной «тройкой» ...
После смерти диктатора Сталина начинается «период оттепели». 5 мая 1958 года на основании заявления Хабиба Ахундова, благополучно вернувшегося из многолетних лагерных страданий, на повторное рассмотрение будет также передано дело шести «младобухарцев» под руководством Мухиддина Хакимова. 20 июня 1959 года Хамид Касымов и Фатхулла Каримов, вызванные на повторный допрос, категорически отрицают свои показания 1937 года. Другой свидетель, Умар Джураев, сказал: «Я родился в 1907 году в селе Кудукчи Заминского района. Я приехал в Бухару с мамой в 1916 году, когда мне было 8-9 лет. Правительство Бухары погладило меня по голове, когда я ходил по домам. Я учился и жил в детском доме в 1920-1924 гг. Потом я учился в университете. В настоящее время я директор школы. Но все показания на бумагах, написанные моим языком, — ложь. Во-первых, я был ребенком, когда эти люди были активны. Я не мог их понять и никогда не был в их кругу», — говорит он.
В августе 1959 года сына Пулатова Юлдаша снова вызвали на допрос. Кори Юлдаш был родом из Керки, являлся одним из зрелых представителей движения «Молодая Бухара», работал министром по вопросам образования правительства БСНР. Он был приговорен к исправительно-трудовому лагерю 10 декабря 1937 г., в 1949 г. срок был вновь продлен, и только в 1956 г. он был оправдан и вернулся на родину. Кори Юлдаш Пулатов сказал: «…Исмаил Садри был очень известным джадидидским учителем. Мухиддин Хакимов был главой фонда в БНСР. Я не был очень близок, потому что он был намного старше меня. Но я знал, когда он был консультантом в центральной библиотеке – это был несравненно знающий человек. Этого человека посадили, заставив подписать состряпанные следователями вещи. Мы были вместе с ним в Улан-Удэ, в лагере для инвалидов. Он плакал, рассказывая о несравненных пытках, примененных следователями на допросе. Он умер у меня на руках в лагере".
4 августа 1959 года вернувшийся Махмуд Мухаммадиев, переживший всю группу, рассказывает о пытках и несправедливостях на следствии. При повторных проверках выясняется, что основные клеветнические показания 1937 года были написаны и подписаны в основном воспитанниками из детского дома. 23 ноября 1959 года все бывшие участники движения «Молодая Бухара» были оправданы Бухарским областным судом. 19 января 1961 года Учкун Садриев из Душанбе написал прошение правительству Узбекистана о судьбе своего отца Исмаила Садриева. Учкун Садриев, кандидат агрономических наук, получает радостную весть об оправдании отца...
Бахрам ИРЗАEВ,
главный научный сотрудник
Музея памяти жертв репрессий
История
История
История
Идеология
История
Духовность
История
История
История
Искусство
Духовность
История
//
Нет комментариев