Мораль по сути является осью – духовные ценности обращаются вокруг нее Духовность


Сохранить
16:48 / 30.08.2022 503 0

 

 

Какую бы сторону человеческой деятельности не возьми, важна нравственность, являющаяся первоосновой духовности. Развитие духовности и нравственности является взаимосвязанным процессом. Нет нравственности без духовности, и духовности без нравственности. Они требуют друг друга и дополняют друг друга. Как отмечает философ и ученый Абдурахим Эркаев, нравственность является и основой духовности, и ее куполом.

 

Нравственность есть форма и норма самоуправления как индивидов, так и социальных групп, каст, классов и общества в целом, регулирующая и управляющая взаимодействиями и отношениями, а также проявление присущего им уровня духовной зрелости.

 

Духовность – это цельная система. Эта система, в свою очередь, соответствует формам общественного сознания. Эта система состоит из относительно независимых структур, таких как право, политика, религия, этика, эстетика, литература, искусство и наука. Каждая из них формируется, развивается и дополняет друг друга в пределах своих законов. В свою очередь духовность как целостная система влияет на ее составляющие, а части воздействуют и на всю систему в целом – на духовность. Мораль и религия влияют на духовность больше, чем наука, литература и искусство на низших ступенях общественного развития.

 

Духовное сознание человека «прорастает» из нравственных чувств. То есть с них таких чувств, как человеколюбие, патриотизм, сострадание, честь, долг, стыд, гордость, честь, вина, благодарность, радость, счастье, печаль, страх начинается нравственность. Помимо нравственных чувств человеку свойственны красота, свобода, равенство, похоть, жадность, сатанинское искушение, благодеяние и грех, и другие религиозные чувства. В свою очередь человек управляет, анализирует и оценивает эмоции с помощью своего разума и мышления. Здесь уместно привести следующее мнение первого Президента Ислама Каримова: «По сути, нравственность является ядром духовности. Нравственность человека – это не просто приветствия и вежливость, нравственность – это прежде всего честность, чувство справедливости, вера, честность» (Ислам Каримов. Родина свята, как святыня. Ташкент, «Узбекистан», 1996. С. 39).

 

Мораль не ограничивается чувствами. Он также состоит из нравственных понятий, идей, взглядов, учений, норм и правил. Они регулируют отношения людей друг с другом и обществом. Как писал Абдулла Авлани, «Нравственность — это наука, которая призывает людей к добру и удерживает их от зла. Книга, объясняющая благо хорошего поведения и дурость дурного поведения с доказательствами и примерами, называется моралью» (Абдулла Авлони. Туркий гулистон ёҳуд ахлоқ. Ташкент, 1995, с. 15). Следует отметить, что нравственные отношения возникают при участии целостного нравственного сознания, то есть нравственных чувств и нравственного мышления.

 

На наш взгляд, некорректно ставить вопрос таким образом: эмоции лидируют в нравственном сознании или разум. Одни люди, исходя из своего жизненного опыта, отдают приоритет мышлению, то есть ставят разум выше чувств, а другие считают первичными сердце и душу. По сути, нравственные чувства и переживания составляют основу нравственности. Но фундамент – это еще не здание. Поэтому вопрос о том, эмоции лидируют в нравственности и вообще в духовности или мышление, несколько расплывчат. В большинстве случаев реализация нравственного решения связана с попыткой осознанно сделать выводы о последствиях этого решения и заранее их понять. Правила этикета не возникают сами по себе, есть их причины и движущие факторы. Ибо любое нравственное правило возникает в результате определенной исторической необходимости и создается и развивается на основе определенных законов. Этот процесс изучался в рамках философии, этики, педагогики, психологии и литературы. У восточных народов мораль находится в центре общественных отношений. Попытка обойти его ведет к упадку любой идеологии.

 

Здесь мы считаем допустимым более подробно остановиться на «стержневой» черте нравственности в духовной системе. Ведь мораль можно уподобить оси, и вокруг нее вращаются остальные моральные ценности, если отдаляются от нее, погибают, как планеты, вылетевшие из оси. Например, в ходе развития капиталистических отношений на Западе традиционные нравственные ценности отошли на второй план. Причиной этого, по словам западных ученых, была разнузданная и беспощадная конкуренция в индустриальном обществе, борьба, подобная законам дикой природы, и появление «рваческого» предпринимательства. Жадность людей к собственности возросла. «Бизнесмены» эксплуатировали рабочих такими различными способами, как экономическое насилие, мошенничество и ложь. Перестали считаться с человеческой жизнью и достоинством. В результате внимание к нравственным нормам в обществе ослабло. Доверие людей к классическим моральным нормам ослабло. В условиях жестокой эксплуатации на первый план вышли вопросы повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, справедливого распределения, прав рабочих. В индустриальном обществе право, в большинстве случаев формально понимаемое как права человека, заняло место нравственности в общественном сознании и духовной жизни. Это вызвало сильные конфликты и негативные ситуации в семье, браке, гендерном равенстве, правах человека и других вопросах. В результате в нравственном облике общества появились темные пятна. Ошибочность утверждений о независимости некоторых сфер общественной жизни – экономики, науки и техники, политики и др. от нравственных ценностей, подтверждают увеличение зон боевых действий, занятие господствующего положения технократическими взглядами, возникшие нравственные кризисы в результате однобокого толкования прав человека – наркомания, алкоголизм, организованная преступность, национализм, шовинизм, однополые браки, подъем международного терроризма и другие подобные пороки.

 

Некоторые специалисты (например, известный российский специалист по этике А.Титаренко) представляют наиболее общие фундаментальные понятия (категории) этики, нравственные нормы и принципы в виде структуры этики. На наш взгляд, это мнение является однобоким. Потому что это понятие, принцип и нормы распространяются не только на практическую этику, но и на изучающую ее саму науку этики. Причину этого следует искать в том, что эта наука имеет особенность по сравнению с другими науками, и во многих случаях научно-теоретические аспекты смешиваются с практическими.

 

Этическая культура возникает в результате объективации нравственного сознания в жизни и деятельности человека, т. е. становится практикой и составной частью деятельности. Этическая культура проявляется в поведении человека, его практической и творческой деятельности, в отношениях с окружающими.

 

Одним словом, нравственное сознание и нравственная культура являются ведущими факторами духовной зрелости человека.

 

Гулзада РАХМАНОВА

 Журнал «Тафаккур», номер 4, 2017 год.

                                                                                                                                                                                                                                                                                Статья "Духовность и этика.

Нет комментариев

Оставить отзив

So'nggi статьи

Все

История

16:02 / 22.02.2024 1 1253
Согдийцы и их потомки





Много просмотренный

Все

История

16:02 / 22.02.2024 1 1253
Согдийцы и их потомки

История

01:06 / 29.06.2022 0 1151
Сады Темуридов

История

17:10 / 18.10.2022 1 717
Трагедия ученого-лингвиста

//