История
Текст: Мухтасар Таджимаматовой
Сегодня, у нас нет никакой информации о последней участи такого представителя интеллигенции нашего народа, как Абдуваххаб Муради. К сожалению, его имя не вошло и в Национальную энциклопедию Узбекистана.
«Я уже год живу в Европе. Мне разрывает сердце то, что кроме меня нет другого студента из Туркестана, в то время как в Германии, который является первым в Европе по уровню образования, есть студенты со всего мира, даже десятки татар и тысячи турок», — пишет в одном из своих писем первый узбекский агроном Абдуваххаб Муради.
В 20-х годах прошлого века такие государственные и общественные деятели, как Абдулла Рахимбаев, Турар Рискулов, Файзулла Ходжаев, Фитрат пытались спасти Туркестан от трясины вековой отсталости, положить конец экономическому и культурному упадку.
При этом использовались все имеющиеся возможности и особое внимание уделялось подготовке национальных кадров. Туркестанские прогрессивные деятели считали, что необходимым направлять местную молодежь в развитые страны Европы, в том числе и в Германию, для изучения с их помощью научно-технических достижений и опыта, достигнутых этими странами. 23 апреля 1921 года на заседании Ученой комиссии в Ташкенте обсуждался вопрос об отправке студентов из числа узбеков за границу.
На заседании узбекской ученой комиссии Туркестанскому комиссариату просвещения было предложено вынести на рассмотрение правительства вопрос о направлении не менее 10 наиболее одаренных молодых людей Туркестана на обучение за границу. Позднее вопрос об отправке студентов за границу еще шире ставился руководителями Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) – Файзуллой Ходжаевым и министром образования Фитратом. Так, в конце 1922 года более 70 местных юношей и девушек разного возраста из Туркестана и Бухары были отправлены на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения различных городов Германии по специальностям сельского хозяйства, текстильной промышленности, химии, электротехники, горного дела, философии, педагогики, медицины и других важных направлений.
Председатель БНСР Файзулла Ходжаев поручил перевод студентов в Германию и размещение их на учебу специальной комиссии в составе бухарского интеллигента Абдувахида Бурханова и приехавшего в Бухару из Германии татарского интеллигента Алимджана Идриси. Фитрат призвал студентов хорошо учиться в Германии, вернуться в свою страну хорошими профессионалами и служить самоотверженными патриотами для ее будущего. Из тех, кто отправился в Германию под покровительством правительства БНСР, 16 были из Туркестана, 56 из Бухары и 2 из Хорезма. Несомненно, когда эти молодые люди вернулись на родину, они смогли бы внести свой вклад в развитие Туркестана во всех его аспектах, несмотря на все трудности и гонения.
Год от года росло недоверие большевистского правительства к обучающимся в Германии туркестанским студентам. Студентов стали под разными предлогами возвращать на родину до окончания учебы.
Абдуваххаб Муради решил учиться в Германии по совету Джамала-паши, известного турецкого полководца, приехавшего в Туркестан. Акмаль Икрамов выделил ему определенную сумму денег из фонда «Общество учителей». 1920-21 гг. он находился в Афганистане, а в июле 1921 г. добрался до Германии и поступил в Сельскохозяйственную академию в Берлине.
В первом письме студента Берлинской сельскохозяйственной академии Абдуваххаба Муради, опубликованном в газете «Кызыл байрак» в рубрике «Письмо из Германии», он приветствовал открытое в Ташкенте общество «Комак» и писал: «В письме из Ташкента я прочитал, что вы создали ассоциацию по отправке студентов в Европу и это было для меня большой радостью. Живу в Европе уже год. Но сердце разрывается из-за того, что кроме меня других студентов из Туркестана нет в Германии, которая на первом месте в Европе по уровню образования, в то время как здесь много студентов со всего мира, даже десятки татар и тысячи турок. Это вызывало чувство зависти. Вот, ваша благородная инициатива дала радость сердцу и вдохнула жизнь в мою душу».
В следующем номере газеты, подчеркивая, что Германия является лучшим местом для образования среди европейских стран, от говорил: «…немцы хотят пробуждения Востока, чтобы победить своих неисчислимых врагов. По сей день их книги о Востоке написаны с полным нейтралитетом. В науке и образовании их считают учителями в Европе. Тот факт, что в их высших школах сотни американцев, французов и англичан, и приезд сюда ряда комитетов по набору инженеров доказывает мое утверждение».
В своем последнем письме, озаглавленном «Обучение и преподавание в Германии», Муради сказал: «…в Германии есть 21 университетов и бесчисленное множество других высших и средних школ. Немецкие университеты — это больше, чем школы, но и место исследователей и изобретателей. Метод преподавания в немецких университетах не похож ни на какой другой на Земле. Они не просто слушают урок. Но проникаются духом урока. Они чувствуют науку не далека, но внутри нее. С этим образом наука рождается и живет в их мозгу. Пробуждается идея изобретения. Когда идет большой экзамен, это устраивается устно и письменно по этому предмету. Потом они пишут книгу по этому предмету. Эта книга читается среди учителей. Они критикуют. Студент должен доказывать. Таким образом, когда станет известно, что студент усвоил каждый пункт предмета, ему выдается сертификат. Студент, который получает этот сертификат, может быть назначен на любую работу. Студент становится не теоретиком, а настоящим ученым этой науки.»
С осени 1922 года по совету Мунаввара-кари и Фитрата около сотни туркестанских юношей были отправлены в Германию. Абдуваххаб поможет им выбрать области образования в соответствии с их талантами и устроит молодых людей в немецкие семьи.
По мнению джадидов, главное условие для того, чтобы наука укоренилась в народе, состояла в том, чтобы народ формировал термины этой науки на своем языке. В противном случае наука также будет подчинена нации, чей язык является господствующим. Поэтому часть молодых людей устраивали на автомобильные, электротехнические, велосипедные, обувные, фармацевтические предприятия. Они вели три тетради, отправляли на Родину сведения об оборудовании, деталях, их материальном составе, способах изготовления, основную литературу.
По субботам и воскресеньям они организовывали научные поездки и обсуждали основные предприятия в городах, их устройство и методы работы, их значение в экономике. Каждые две недели или раз в месяц студенты собирались в Доме просвещения в Берлине, подаренном Файзуллой Ходжаевым, и давали информацию об изучаемой ими области и работе, которую они выполняли. К концу мероприятие превратилось в литературный вечер, ставили небольшие театры и организовывали чтения стихов.
В 1926 году Абдуваххаб Муроди четыре месяца практиковался в области хлопководства в Египте и стал первым узбекским агрономом, получившим высшее образование в европейском учебном заведении. В статье «Первый дипломированный агроном» в 11-м номере журнала «Ер юзи» за 1926 год автор информирует читателей о Муради и выражает надежду, что в последующие годы «...у нас будут сотни инженеров, химиков, врачей, социологов».
Вернувшегося в 1927 году на Родину Муради советские власти сочли неблагонадежным. Какое-то время он был безработным. В это время он сделал переводы для детей немецкой литературы на основе привезенных им из Германии книг, создал ряд учебников и учебных пособий. В частности, издал такие книги, как «Ботаника», «Приемы возделывания хлопчатника», в периодической печати опубликовано множество статей.
В конце 1927 года Абуваххаб Муради стал заместителем директора Научно-исследовательского института садоводства имени Шредера и начал работать преподавателем сельскохозяйственного факультета Среднеазиатского государственного университета. Он также обучал молодежь как научный сотрудник кафедры тюркологии факультета востоковедения вместе с известным казахским писателем Мухтаром Авезовым и академиком Боровковым. Наряду со своей неустанной научной и практической работой Абувахаб Муради также выступал на страницах прессы со статьями по востоковедению и узбекской орфографии.
Главы правительства Узбекистана Файзулла Ходжаев и Акмаль Икрамов несколько раз рекомендовали его кандидатуру на должность комиссара по земельным вопросам. Это не понравилось некоторым сторонникам политики «красной империи». Они противостояли работе молодого узбекского агронома различными наветами. Тем не менее, за короткий срок он воспитал немало талантливых учеников на Сельскохозяйственной опытной станции Узбекистана. Используя полученные в Германии знания, в Аччи-ауле Ташкентского района по собственной инициативе создает очень богатое коллективное хозяйстве «Красный образец» и добивается небывалых для своего времени экономических достижений.
25 апреля 1930 года Абуваххаб Муради был заключен в тюрьму ОГПУ как член организации «Национальный союз» под руководством Мунаввара-кари Абдурашидханова. Его допрашивали под пытками и унижениями более года. Содержание этих следственных материалов сегодня является доказательством того, что Муради не преступник, а настоящий герой нации. Например, на вопрос следователя о цели туркестанской молодежи, обучавшейся в Германии, он отвечает так: «…Мы думали в Германии только об одном. Хотели привезти достижения европейской науки в нашу страну, для этого изучив иностранные языки. Так, как только заканчивали языковые курсы, мы быстро распределили наиболее талантливую молодежь как можно шире по различным отраслям промышленности и науки. В то же время мы освоили методы обучения тех наук и ремесел, чтобы в совершенстве овладеть основами этих наук, подготовить их терминологические словари на тюркском языке, а при необходимости и самим обучить новое поколение. Мы стремились получить более обширные сведения из их книг и сделать переводы. Целью было вернуться на Родину с большими знаниями. Однако день ото дня росло давление на нас. Некоторые молодые люди даже боялись возвращаться в страну... У меня много знакомых в Турции, мне давали паспорт этой страны. Однако я отправился в Европу, чтобы служить развитию своей Родины. Меня привела на Родину только цель принести ей пользу. Я вернулся на Родину, зная, что здесь будет нелегко. Если я останусь в живых, я буду жить на своей Родине, иначе я умру, служа ей…»
25 апреля 1931 г. решением коллегии ОГПУ смертный приговор Абдуваххабу Муради был заменен 10 годами лагерей. По некоторым данным, он отбывал наказание в страшном Соловецком лагере, расположенном на островах Белого моря, и там же погиб. В 1932 году его жена, немка Марта, которая ждала его в Ташкенте и уже выучила узбекский язык, и его дочь Потье (узбекское имя Марьям) были высланы из страны Советов. Итак, самодержавный режим лишил жизни зрелого профессионала, которому только что исполнилось 30 лет, поклепами, ни один из которых не был доказан.
Сегодня, у нас нет никакой информации о последней судьбе такого представителя интеллигенции нашего народа. как Абдуваххаб Мурадию. К сожалению, его имя не вошло и в Национальную энциклопедию Узбекистана. Правда, он был оправдан в конце 80-х годов прошлого века одновременно с Мунавваром-кари Абдурашидхановым. Однако и после этого его большое научное наследие и общественная деятельность серьезно не изучались. Дальнейшие судьбы его жены Марты и дочери Потье также остаются неизвестными. Значит, перед нами еще стоят важные задачи по проведению многих исследований, связанных с жизнью и деятельностью наших джадидов. О чем только не мечтали эти соотечественники, отдавшие свою жизнь за просвещение и духовность страны, за какие великие цели они не отдали свою жизнь?..
Бахрам ИРЗАЕВ,
старший научный сотрудник Государственного музея
памяти жертв репрессий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
История
История
История
Идеология
История
Духовность
История
История
История
Искусство
Духовность
История
//
Нет комментариев