Наука
Все мы знаем, как верно то, что в истории в периоды, когда наша государственность была на подъеме, высоко ценились люди науки, развитию науки уделялось большое внимание наблюдался неуклонный подъем и умеренное развитие страны.
В нашей стране особое внимание уделяется коренной реформе сферы науки, проводится масштабная работа по реализации таланта и интеллектуального потенциала наших ученых, особенно молодых исследователей. Уважаемый Президент Шавкат Мирзиёев сказал, что наполненность наших рынков не должна быть за счет только черной рабочей силы, он подчеркнул, что, если мы впредь не будем развивать науку, мы не сможем поддерживать этот достаток в нашей стране, и поставил перед ряд важных и актуальных задач для отраслей науки. Именно поэтому в программах развития страны Президента особое место отводится обеспечению развития образования и науки наряду с другими сферами экономики.
Глядя на бурные реформы, проводимые в системе образования нашей страны, прежде всего, что и какие достижения можно отметить?! На наш взгляд, в первую очередь следует с удовлетворением отметить, что вопросы организации и развития образования и науки в новой форме и содержании подняты нашим Президентом на уровень первоочередной задачи государственной политики.
Во-вторых, за этот очень короткий срок в рамках реформы системы образования было создано Министерство дошкольного образования, и резко изменился уровень охвата детей детскими садами по всей стране, особенно была немедленно реформирована малоэффективная система профессионального образования, а срок обучения в них был сокращен с 3 лет до 2 лет, изменение продолжительности обучения в общеобразовательных школах с 9 до 11 лет также положило конец внутренним разрывам в системе образования и привело к устранению ряда трудностей которые возникли в отдаленных кишлаках нашей страны. Значительно повышены месячные оклады воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей-служащих средних общеобразовательных школ и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, восстановлено их высокое положение и влияние в обществе, повышен их авторитет.
Что касается хода реформ в системе высшего образования и осуществленных изменений, то квоты приема во все вузы и институты увеличены в 2 раза по сравнению с предыдущими годами, восстановлено вечернее и заочное формы для обучения без отрыва от производства, запущена система подготовки нового поколения преподавателей и научных кадров в престижных вузах и научно-исследовательских учреждениях зарубежных стран. Так же опытные и высококвалифицированные иностранные профессора и специалисты приглашаются на работу в высшие учебные заведения нашей страны, разработаны программы их лекционно-практических занятий, мастер-классов, вносятся значительные положительные изменения в материально-техническое обеспечение вузов.
Словом, в нашей образовательной системе формируются совершенно новые отношения к высшему образованию.
Целенаправленными усилиями и непосредственной инициативой главы нашего государства, рассматривая образование на уровне государственной политики, удалось предотвратить углубление негативных моментов, укоренившихся в этой сфере с годами. Углубление проблемы было таково, что система образования, являющаяся самой базовой составляющей общества, очень быстро «пропитала» эти кризисы. В результате люди стали искать различные легальные и нелегальные способы получить диплом о высшем образовании в любом случае. Возросла коррупция, знакомство, местничество пустили под откос подбор талантливых кадров, и в результате такое положение серьезно негативно сказалось на стабильности и умеренности образовательного процесса в высших учебных заведениях, а качество образования полностью снизилось. В результате большая часть молодежи, имея на руках диплом о высшем учебном заведении, не могла найти себе должного места ни в образовании, ни на производстве.
У входа в Стелленбошский университет в Южно-Африканской Республике не зря написано: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимся. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации.» Ведь сегодня никто не может отрицать, что от устойчивого развития инновационных знаний и науки зависят развитие общества и благополучная жизнь народа, стабильность и независимость государства, его признание на мировом уровне.
Поэтому совершенно новый подход к системе образования является началом процесса выведения системы образования из-под государственной монополии, как и экономики. Помимо частных детских садов и дошкольных учреждений, открытие общеобразовательных школ и многих высших учебных заведений создало альтернативную конкуренцию государственным образовательным учреждениям, а те, в свою очередь, несомненно, окажут большое положительное влияние не только на количество образовательных учреждений, но и на качество образования. Здесь очень важно обратить особое внимание на одну ситуацию. И это то, что большинство вновь созданных высших учебных заведений создаются с иностранными партнерами на взаимовыгодной основе. Сегодня в нашей стране действуют 116 высших учебных заведений. Тот факт, что 21 из них организованы в сотрудничестве с престижными университетами и институтами зарубежных стран на основе совершенно новых учебных планов и программ, а также по системе 2+2, с одной стороны, ускоряет изучение иностранных языков нашей молодежи, с другой стороны, помогает им более глубоко усваивать современные инновационные знания и открывает широкий путь зарубежным странам для непосредственной практики в образовании, науке, на производственных предприятиях.
Эти вещи не происходят сами по себе: они осуществляются путем глубокого анализа, сравнительных исследований, решений, основанных на философских наблюдениях, и вопросы финансирования практических действий решаются нелегко. Потому что внутренних возможностей и ресурсов государства недостаточно для равномерного развития и экономики, и образования, и социальной сферы. Нашему Президенту удалось привлечь очень большой объем иностранных инвестиций, которые не поступали в Узбекистан за последние 25-30 лет, получены кредиты от различных международных банков. Эту ситуацию в нашей стране мы должны рассматривать как высокий продукт политической воли нашего Президента о государственности и гражданственности во внутренней и внешней политике.
Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» и утвержденный первым приложением к нему Концепция развития системы высшего образования до 2030 года. системы Республики Узбекистан до 2030 года» имеет важное значение в процессе стремительно реализуемых образовательных реформ. Потому что этот указ и концепция станут уникальным и историческим документом с принятием плана и программы до 2030 года и далее, помимо текущих задач, поставленных перед высшими учебными заведениями нашей страны. Опираясь на эти исторические документы, до 2030 года уровень охвата выпускников школ высшими учебными заведениями нашей страны будет поэтапно повышаться и доводиться до 50%, откроются новые высшие учебные заведения, специальности, направления, а также будет уделено особое внимание развитию государственно-частного партнерства в этой сфере, поэтапному внедрению модульной системы, включению вузов нашей страны в число 1000 в мировом рейтинге, в том числе необходимо будет добиться вхождения Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственный университет, как флагманов высших учебных заведений страны, в число 500 самых престижных рейтинговых университетов мира, что станет фундаментом для восстановление исторических достижений в науке и культуре эпохи нашего прадеда Мирзо Улугбека и этим внедрить обучение иностранных студентов, готовить высококвалифицированные кадры, конкурентоспособные на мировом рынке труда.
Создание множества инновационных центров, таких как технопарк, форсайт, трансферт технологий, стартап, акселератор в вузах на основе иностранных инвестиций и их постепенный переход к автономии за счет самофинансирования ведет к обеспечению академической независимости. Перевод с 1 января 2020 года 10 высших учебных заведений нашей страны на хозрасчет станет еще одним важным и смелым шагом в проводимых реформах в сфере образования.
На основе этого указа и концепции высшие учебные заведения нашей страны разработали программу развития до 2030 года – «Дорожные карты». Безусловно, в этих дорожных картах были поставлены такие важные задачи, как коренное обновление в первую очередь материально-технической базы вуза на уровне вузов развитых зарубежных стран, формирование учебных планов и научных программ с точки зрения практической направленности, снабдив их новыми учебниками и учебными пособиями, научно-методической литературой., воспитание учителей нового поколения, владеющих современными информационно-педагогическими технологиями. Следует особо отметить, что обеспечение высших учебных заведений педагогическими кадрами нового поколения, повышения квалификации работающих сегодня среднего и старшего поколения. является одной из наиболее актуальных и чрезвычайно важных задач, ожидающих решения. Решение этой задачи создает основу для обеспечения системы низшего образования квалифицированными наставниками, современными педагогами, вооруженными новыми информационно-педагогическими технологиями.
Основание по всей нашей стране Президентских школ, а также школ имени наших прадедов Хорезми, Беруни, Темурбека, Улугбека, создание в средних школ и высших учебных заведений групп талантливых учащихся и студентов, в результате с годами несомненно даст импульс появлению нового поколение Имамов Бухари, Аль-Хоразми, Аль-Беруни, Мирзо Улугбеков, Бахауддинов Накшбанди, являющихся нашими предками, энциклопедическими учеными, в средних веках распространившими нашу нацию и культуру на весь мир и определившими развитие образования и научной цивилизации.
Мы, ответственные сферы образования, руководители всех учебных заведений, глубоко чувствуя, что наш Президент, неутомимый реформатор уважаемый Шавкат Миромонович Мирзиёев, поставил перед нами очень трудные задачи, но выполнение которых нельзя откладывать, должны работать с самоотверженности, воспитать зрелых и знающих молодых людей, верных Родине, использовать все наше усердие, энергию и возможности.
М.БОЛТАЕВ,
ученый секретарь Самаркандского
государственного университета, доцент
Политика
Культура
Культура
Наука
Политика
Культура
Общество
Наука
Культура
//
Нет комментариев